Коксаки – «страшный вирус» 2017 года. Так ли он опасен?

Многие из нас слышали о вспышке инфекции Коксаки в Турции в 2017 году. Случались даже отказы туристов от купленных на этот курорт путёвок. Еще бы, кому хочется портить отдых, а тем более с детьми! Как пояснили специалисты предприятия «Вологдагорводоканал», в сентябре-октябре 2017 года в Вологде проводилась усиленная дезинфекция водопроводной воды хлором из-за учащения случаев заболевания энтеровирусной инфекцией (в том числе вирусом Коксаки). Об этом «страшном вирусе», его опасности и методах профилактики рассказывает педиатр медицинского центра «Вита», специалист 1-ой квалификационной категории, Инна Валентиновна Королькова.

Что же это за напасть? Почему ранее мы о ней не слышали?

На самом деле эта вирусная инфекция совсем не редкость. По данным статистики США, в год там заболевает энтеровирусной инфекцией до 10 миллионов человек, а среди причин ОРВИ она занимает второе место. Знакомьтесь: энтеровирусная инфекция.

Энтеровирусы принадлежат к семейству пикорновирусов, их разделяют на два класса:

1. Полиовирусы. Вызывают болезнь полиомиелит, приводящую к различным параличам (которые остаются на всю жизнь), а иногда и к смерти заболевшего. Но наши детишки надёжно защищены от этой инфекции прививками (уколы и капельки) от полиомиелита.
  2. Неполиовирусы: это вирусы Коксаки, ЕСНО-вирусы (звучит как «эхо») и не классифицируемые энтеровирусы.

Именно подъём заболеваемости этими вирусами случился и в Турции, и в России в этом году. Такие всплески заболеваемости энтеровирусами характерны через каждые 3–5 лет.

Как можно «подхватить» этот вирус?

В отличие от обычных ОРВИ, которыми мы заражаемся, в основном, воздушно-капельным путём, энтеровирус обычно передаётся через грязные руки или не кипячёную воду (т.е. фекально-оральным путём). По воздуху им можно заразиться только при очень тесном контакте с заболевшим. Причём энтеровирусы очень живучи – они могут сохраняться несколько дней при комнатной температуре, им нипочём и кислый желудочный сок. Инкубационный период (период от момента попадания инфекции в организм до появления симптомов) обычно составляет от трех до десяти дней (может увеличиться до 20 дней).

А как себя проявляет энторовирус?

Симптомы, которые вызывают энтеровирусы, очень разнообразны – от безобидных и быстро проходящих ОРВИ до заболеваний, угрожающих жизни (что, к счастью, бывает очень редко). Всего встречается порядка десяти форм этой болезни. Самые частые из них:

1. Гриппоподобный синдром (другие его названия: «малая болезнь», энтеровирусная лихорадка) – на 3–7 день поднимается высокая температура (38.5 – 40), слабость, боли в горле, мышечные боли, может быть покраснение глаз, тошнота, иногда рвота, совсем редко – жидкий стул. Эта форма может вызываться любым из десятков видов энтеровируса.
  2. Герпангина (это устоявшееся старое название, в давние времена считали, что её вызывает герпес, потом наука это опровергла). Чаще встречается у детишек дошкольного возраста. Проявляется следующими симптомами: повышение температуры, боль в горле, особенно при глотании. На горлышке появляются болезненные пузырьки. Проходит герпангина обычно в течение 3–7 дней. Её вызывают вирусы Коксаки.
  3. Болезнь «рука-нога-рот»: после 1–3 дней лихорадки на ладонях, стопах, в ротике появляется сыпь, чаще в виде пузырьков. Иногда сыпь распространяется по всем рукам и ногам (до ягодиц), она не покрывается корочками (чем и отличается от ветряной оспы). Эту разновидность также вызывает вирус Коксаки.

К более редким формам энтеровируса относится энтеровирусная экзантема (сыпь), которая длиться от 3 до 5 дней. Она вызывается ЕСНО–вирусами. Не так часто встречается и кишечная форма, протекает как острая кишечная инфекция с водянистым стулом. У маленьких детей она может продолжаться до двух недель, у старших детей и взрослых проходит за 1–3 дня.

Очень редкие, но опасные для здоровья формы энтеровирусной инфекции это: острый геморрагический коньюктивит, эпидемическая миалгия, миокардит (воспаление мышцы сердца), менингит, энцефалит.

Какие методы профилактики наиболее эффективны?
Самое главное – всегда мыть руки (перед едой, после улицы), то есть соблюдать элементарные правила гигиены. И, конечно, исключить контакты ребёнка с болеющим – при близком длительном контакте можно заразиться и воздушно-капельным путём.

Чем могут помочь специалисты медицинского центра «Вита»?

Разобраться, поставить правильный диагноз, а, соответственно, назначить эффективное лечение вашим деткам помогут педиатры медицинского центра «Вита». Проводится симптоматическое лечение: обильное питьё, жаропонижающие средства, а что нужно для лечения конкретной формы заболевания – подскажет ваш педиатр.

При сомнениях в диагнозе всегда можно сдать анализы на энтеровирус (мазки из носа или горлышка, анализ кала) также в любом из наших центров.

Педиатр Королькова Инна Валентиновна принимает каждый будний день (пн-пт) в медицинском центре «Вита» по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 50.

Запишитесь! (8172) 26-44-26

Наши педиатры принимают по адресам:
в Вологде:

ул. Беляева, 1а
ул. Карла Маркса, 80
ул. Герцена, 50
ул. Ленинградская, 136
т.: (8172) 26-44-26
в Череповце:
пр. Побелы, 111
пр. Победы, 133/19
т.: (8202) 28-11-22
в Котласе: пр. Мира, 21, т.: (81837) 21-301
в Вельске:
Дзержинского, 123, т.: (81836) 604-30
Пусть ваши детски растут здоровыми!