Гастрит у детей. Чек-лист по жалобам вашего ребенка

Бульон, салат или чипсы с газировкой… Что выберет ребенок?
Ответ очевиден. Многие дети предпочитают «нездоровую» еду. Как результат — нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.

Согласно исследованиям, болезни органов пищеварения стоят на втором месте среди общей детской заболеваемости у подростков.

Так, например, хронический гастрит встречается в 300-400 случаев на 1000 детей*. Другими словами, каждый второй или третий ребенок страдает этой патологией.

Что же такое гастрит?

Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка. Выделяют 2 типа гастрита:

• Острый. Имеет кратковременные ярко выраженные симптомы, которые проявляются в среднем через 6-12 часов после воздействия раздражителя.
  • Хронический. При этой патологии нарушается процесс естественного восстановления слизистой оболочки желудка, заболевание прогрессирует, а воспаление может охватить все отделы желудка.

Чек-лист: как распознать первые признаки гастрита у ребенка?

Если ваш ребенок жалуется на недомогание, дискомфорт в области живота, слабость, важно вовремя отреагировать.
Сверьтесь с чек-листом ниже, чтобы не пропустить первые признаки острого заболевания.

• Ноющая, тянущая боль после приема пищи.
  • Голодная боль — появляется на голодный желудок и затихает после еды.
  • Изжога — кислый привкус во рту. Дети могут описывать ее, как чувство жжения, горения.
  • Частая отрыжка, иногда неприятный запах во рту.
  • Плохой аппетит и отказ от еды.
  • Тошнота и рвота.
  • Неустойчивый стул — чередование поносов и запоров.
Внешние изменения — бледность кожи, язык с желто-белым налетом, слабость, головокружение, снижение давления, тахикардия.

Если вы заметили у вашего ребенка 70% из описанных симптомов, рекомендуется обратиться к педиатру за первичной консультацией и назначением анализов для постановки более точного диагноза.

Порой детям сложно оценить свое состояние, поскольку им трудно распознать норму и патологию.

Так, ребенок старшего возраста способен более менее подробно описать свои жалобы. Но дети помладше могут вообще не знать, что такое изжога, а отрыжку или дискомфорт после приема пищи считать нормой.

Поэтому собирать анамнез, проводить осмотр и назначать диагностику должен опытный врач.

Причины гастрита

Однозначно определить, что стало причиной гастрита, получается не всегда, поскольку этиология заболевания до конца не идентифицирована наукой. Но определенные закономерности все же существуют.
Так, возникновение гастрита у многих малышей совпадает по времени с поступлением в школу или другими стрессовыми ситуациями. В это время у ребенка резко меняется режим дня, образ жизни и пищевые привычки, а также появляются дополнительные психические и физические нагрузки.

Также к провоцирующим факторам возникновения острого гастрита относятся:

• Нерегулярное употребление пищи.
  • Продукты низкого качества.
  • Нерегулярное питание.
  • Переедание.
  • Чрезмерное употребление фаст-фуда, снеков, газировки, майонеза.
  • Частое употребление острой, жирной пищи.
  • Плохое пережевывание.
  • Длительный или бесконтрольный прием медикаментов.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Ротавирусная инфекция.
  • Обострение хронических заболеваний других органов ЖКТ.
  • Ослабление иммунитета.

К причинам хронического гастрита можно отнести:

• Бактерия Helicobacter pylori. Более 70% всех заболеваний приходится на эту причину.
  • Заброс желчи из 12-перстной кишки в желудок. Этот фактор встречается у 10% маленьких пациентов.
  • Недостаточное выделение желудочного сока. Примерно 15 % детей страдают хроническим гастритом из-за этой патологии.
  • Хроническая стадия может также развиться вследствие недолеченной острой фазы заболевания и преждевременного отказа от диетического питания.

Последствия гастрита

Лечится гастрит медикаментозно. При соблюдении рекомендаций врача, правильном питании и нормализации образа жизни воспаление слизистой желудка удается снять.

Однако у некоторых маленьких пациентов иногда наблюдаются рецидивы болезни, поэтому рекомендуется регулярно посещать врача и прислушиваться к жалобам своего ребенка.

Не стоит думать, что болезнь пройдет сама по себе. Если гастрит не лечить, он может спровоцировать еще более серьезные осложнения, такие как:

• Язва желудка. Это повреждение слизистой, которое может усиливаться и привести к деформации стенки желудка.
  • Желудочное кровотечение. Возникает вследствие травмирования сосудистой сетки.
  • Анемия. Повреждение слизистой оболочки желудка приводит к нехватке витамина В12, который отвечает за образование клеток крови.
  • Опухоль. Язва желудка может трансформироваться в опухоль из-за потери своей естественной клеточной структуры.

Мы не способны влиять на отсутствие или наличие заболевания. Но мы можем вовремя отреагировать на жалобы ребенка, выполнить диагностику и назначить качественную терапию для успешного и быстрого выздоровления.

Пусть ваши дети будут здоровы.

* «Современные представления о хроническом гастрите у детей», Н.М. Звягина, О.В. Антонов, 2015 год.

Обновлено 07.03.2024