Менопауза: свобода или наказание?

Менструация доставляет женщинам немалый дискомфорт. Но когда с возрастом она прекращается, проблем становится не меньше.
Как же избежать неудобств, связанных с менопаузой? Важно вовремя реагировать на гормональные изменения.

Отличие климакса от менопаузы

Многие путают менопаузу с климаксом, хотя это совершенно разные вещи.

Менопауза — это не болезнь, а один из этапов жизненного цикла женщины, который знаменует собой окончание репродуктивного возраста. Она возникает в результате угасания фолликулярной функции яичников и снижения уровня женского гормона эстрогена.

Естественная менопауза считается наступившей после отсутствия менструаций в течение 12 последовательных месяцев без каких-либо очевидных физиологических или патологических причин. Возраст наступления естественной менопаузы для женщин во всем мире обычно составляет от 45 до 55 лет*.

Климакс — комплекс симптомов и осложнений, возникающих у женщин на фоне гормональной перестройки организма. В отличие от менопаузы, климакс — это необязательное явление, хотя и очень частое. Более половины женщин в менопаузе сталкиваются с климаксом.

Первые симптомы климакса могут проявляться еще до наступления менопаузы, когда менструация уже становится нерегулярной. Но большинство проявлений все же возникает после наступления менопаузы.

Симптомы климакса

Симптомы климакса могут меняться в зависимости от времени наступления менопаузы.

Ранние симптомы:

• Потливость, так называемые «приливы».
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Нарушение сна.

Средневременные:

• Учащенное мочеиспускание.
  • Сухость влагалища.
  • Атрофические изменения кожи: сухость и зуд.

Поздние:

• Атеросклероз.
  • Артериальная гипертензия.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Остеопороз, хрупкость костей.
  • Снижение когнитивной функции, памяти, зрения.
Симптомы климакса могут отличаться у каждой женщины. Иногда он протекает неявно, но в большинстве случаев его проявления все же заметны — они доставляют женщине дискомфорт и влияют на ее самочувствие.

К счастью, климакс не будет преследовать женщину до конца жизни. Некоторые симптомы со временем ослабевают или же полностью исчезают, когда организм адаптируется к новому гормональному фону. Можно ускорить эту адаптацию и избежать возможных осложнений со здоровьем, если вовремя обратиться за консультацией к врачу. Он даст рекомендации или назначит гормональную терапию, которая позволит пережить менопаузу без климакса.

Что такое приливы при климаксе?

Один из первых симптомов, с которыми сталкивается женщина при климаксе — приливы. Приливы жара — это внезапное ощущение жара в области лица, шеи и груди, часто сопровождающееся покраснением кожи, потоотделением (потливостью), учащенным сердцебиением и острым чувством физического дискомфорта, которое может длиться несколько минут. Они не опасны, но очень неприятны.

Почему возникают приливы?

Из-за недостатка женского гормона эстрогена, возникают проблемы с процессом терморегуляции организма и неконтролируемому расширению сосудов. Как следствие, кровь резко приливает в верхнюю часть туловища, вызывает ощущение жара. Вслед за жаром женщина чувствует озноб. Очень часто приливы происходят по ночам, мешая нормальному сну.

Частота возникновения приливов разная. Они могут быть от нескольких раз в день до или нескольких раз в месяц. Обычно приливы беспокоят женщин 1-2 года, в редких случаях — более 5 лет.

Как убрать неприятные симптомы при климаксе?

Менопауза неизбежна, но вот климакса можно избежать, если вовремя предпринять меры для профилактики: следить за состоянием здоровья, заниматься физической активностью, вести здоровый образ жизни, контролировать вес и следить за питанием. Это в комплексе с медикаментозной терапией, назначенной врачом, дает наилучшие результаты и позволяет женщине жить полноценной жизнью.

Менопаузальная гормональная терапия при климаксе назначается врачом при появлении жалоб, которые снижают качество жизни женщины. При гормональной терапии назначаются натуральные эстрогены и их аналоги в сочетании с прогестеронами, а также комбинированные препараты.

Гормональная терапия направлена на снижение климактерических симптомов, она положительно влияет на состояние здоровья при приливах жара и повышенном потоотделении. Лечение менопаузальной гормонотерапией требует ответственного подхода для достижения положительного результата.

Врачи, связанные с этой услугой

Гинеколог, Гинеколог-эндокринолог, УЗИ
Гинеколог, Акушер, УЗИ
Гинеколог, Репродуктолог, Гинеколог-эндокринолог, УЗИ

Как избежать сердечно-сосудистых осложнений при климаксе?

Одно из самых опасных осложнений при климаксе — это атеросклероз и образование атеросклеротических бляшек в просветах кровеносных сосудов. Они нарушают кровоток и могут стать причиной тяжелых патологий — ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда или инсульта.

Для исключения патологий сердечно-сосудистой системы в менопаузе женщинам рекомендуется осмотр у кардиолога. Это особенно важно, если у пациентки часто повышается артериальное давление и наблюдается учащённое сердцебиение.

*https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/menopause

Обновлено 27.04.2024