Может ли фитнес-тренер ставить диагнозы?

Хороший тренер всегда заинтересован в результатах своих подопечных. Для этого он поддерживает, мотивирует, советует, а иногда даже и лечит (или калечит?).
Многие начинают настолько доверять своим тренерам, что полагаются на их мнения, забывая, что тренер — не доктор, и ставить диагнозы, а тем более кого-либо лечить не имеет права.

Где же грань между желанием помочь и вероятностью навредить? К каким рекомендациям фитнес-тренера стоит прислушиваться и что не входит в его компетенции?

Любая профессиональная деятельность требует наличия соответствующего образования Механику нужно техническое. Переводчику — филологическое. Врачу — медицинское. Другими словами, медицинское образование нужно для оказания медицинских услуг. А фитнес-тренер медицинских услуг не оказывает

Что же входит в компетенции фитнес-тренера?

• Подбор упражнений, которые принесут клиенту необходимый результат без вреда и травм. Здесь как раз тренер должен выяснить достоверную информацию о состоянии здоровья клиента, чтобы не навредить.
  • Спортивные рекомендации, касающиеся частоты тренировок, грамотного сочетания упражнений между собой и их направленности.
  • Обучение движениям. Тренер помогает клиентам освоить верную технику выполнения упражнений, скорректировать ее, а также помогает клиенту выполнять самокоррекцию.
  • Мотивация. Тренер мотивирует клиентов и помогает внедрить новые полезные привычки и движения в повседневную жизнь.
  • Консультации по питанию. Тренер может помочь разобраться в основах рационального сбалансированного питания.
  • Направление к врачу. Тренер при необходимости может направить человека к врачу (терапевту) для консультации и по его заключению скорректировать тренировочный план.

Для фитнес-тренера крайне важно оставаться в границах своих профессиональных компетенций и не подменять собою медицинских работников. Это условие продиктовано отсутствием необходимой квалификации, нормами профессиональной этики, а также потенциальным риском юридической ответственности.

Однако не все тренеры соблюдают эти правила. В реальности многие клиенты обсуждают свое здоровье с тренером и показывают ему результаты анализов. Но тренер – не врач, он не может проводить расшифровку, ставить диагноз и лечить болезни. Яркий красный флаг — когда тренер рекомендует вам пить витамины, БАДы или лекарственные препараты после обследования.

Врачи, связанные с этой услугой

Чего не должен делать специалист фитнеса?

• Позиционировать себя как диетолога, психолога, медработника.
  • Советовать клиенту пройти обследование, расшифровывать анализы, ставить диагнозы. Тренер не имеет права направлять клиента к узким специалистам (эндокринологу, гинекологу). Если тренер видит симптомы заболевания, он может лишь порекомендовать обратиться к терапевту.
  • Игнорировать симптомы психологических и соматических заболеваний клиента. Если тренер заметил отклонения, то работа с таким клиентам должна быть прекращена.
  • Утверждать, что его рекомендации помогут излечиться или уменьшить выраженность симптомов. Тренер может информировать, что определенные изменения образа жизни могут способствовать улучшению самочувствия. Но он не вправе давать ложных надежд и обещаний.
  • Давать рекомендации, расходящиеся с назначениями врача и критиковать его. Он может лишь предложить клиенту получить мнение еще одного специалиста.
  • Давать рекомендации, расходящиеся с общепризнанными научными представлениями о ЗОЖе.
  • Проводить консультации, которые могут расцениваться как психотерапия: анализировать детство, судить о причинах внутренних конфликтов и т.д.
  • Давать рекомендации, которые могут причинить вред, даже если клиент с такими советами согласен.
  • Рекламировать и продавать спортивное питание и БАДы, советовать витамины или домашнее лечение.
  • Составлять программы реабилитации — это деятельность физиотерапевта. Однако тренер может подобрать комплекс упражнений на улучшение мобильности в суставах и для коррекции осанки.
  • Разрабатывать конкретные программы питания и говорить клиенту использовать именно их. Для этого есть диетолог и нутрициолог.

Даже если вы доверяете тренеру и у него отличная репутация, решайте вопросы со здоровьем только в кабинета врача. К сожалению, некомпетентные советы тренера касаемо здоровья могут привести к негативным последним:

• Нанесению непосредственного вреда здоровью.
  • Осложнениям имеющихся заболеваний.
  • Потери времени и неполучению своевременной медицинской помощи.

Лучше всего — пройти обследование перед началом спортивных занятий и показать тренеру уже готовое заключение. Так он сможет разработать для вас эффективный, а главное безопасный тренировочный план.

Доверяйте свое здоровье только компетентным специалистам. Опытные врачи нашего медицинского центра проконсультируют вас, назначат базовые анализы и помогут оценить готовность вашего организма к физическим нагрузкам.

Обновлено 04.04.2024