Обязательно ли на первичном приеме гастроэнтеролога иметь результаты ФГДС?

Кажется, что если сразу прийти с заключением эндоскописта, диагноз поставят быстро и точно. Но так ли необходимо заранее проходить процедуру?

«Придется глотать трубку», – часто думают пациенты, когда у них заболел желудок. Многим кажется, что это самый быстрый способ разобраться в причинах дискомфорта. Поэтому к гастроэнтерологу они идут с готовым результатом ФГДС.

Обязательно ли так делать? Спросили у нашего гастроэнеролога и терапевта Надежды Васильевны Забодаловой – специалиста с 16-летним стажем.

– Нет, не обязательно. Это далеко не единственный тип диагностики, который использует гастроэнтеролог. Часто диагноз ставится без эндоскопии – на основании анализов крови, кала, УЗИ, осмотра и сбора анамнеза, пальпации живота. Поэтому для первичного приема делать ФГДС не нужно – процедуру назначит врач, если сочтет это необходимым. Если появились жалобы, сначала нужно обратиться к терапевту или гастроэнтерологу.

Всегда есть риск, что дискомфорт не связан с желудком – особенно, если нет тошноты, отрыжки, нарушения стула. Например, за желудочными болями могут скрываться проблемы с сердцем. Или причина в работе желчного пузыря – тогда достаточно сделать УЗИ брюшной полости. Или проблема в кишечнике, и, возможно, понадобится колоноскопия, а не ФГДС. Порой дискомфорт связан с остеохондрозом или мышечными болями.

Бывают функциональные нарушения – все органы в порядке, а жалобы есть. Такое случается из-за неправильного питания, стрессов, перенесенных инфекций. Врач соберет все данные и только потом решит: нужна ли вам гастроскопия или нет.

Сегодня многие пациенты знают, что гастрит часто связан с хеликобактер пилори – бактерией, которая размножается в желудке и вызывает воспаление. При ФГДС эндоскопист может сделать экспресс-тест и определить степень обсеменения (заражения): один – слабая, три – выраженная. Но выявить хеликобактер можно и без ФГДС. Например, в медцентре Вита есть дыхательный тест: вы дышите в трубку со специальным индикатором и через полчаса получаете заключение.

Поэтому, если у вас появились боли или неприятные ощущения в области желудка, не спешите делать ФГДС, сначала сходите на прием специалисту.

Обновлено 30.01.2024