Про дефицит железа с гематологом

«Питаюсь хорошо, а показатель ферритина не превышает отметку 13. Что делать?» Разбираемся вместе с Роксаной Кичибеговной Павловой. Она – гематолог нового медцентра Вита на ул. Возрождения, 76.

Как Вы определяете норму и отклонение от нее?

Основными методами диагностики являются лабораторные и инструментальные исследования. То есть пациент сдает общий и биохимический анализы крови, также нужны сывороточные показатели обмена железа, кроме того, надо обследовать ЖКТ, а женщинам – получить консультацию у гинеколога.

Норма ферритина начинается от 30-40 нг/мл или мкг/л. Критериями анемии в крови – в зависимости от уровня гемоглобина – являются:

• менее 130 мкг/л для мужчин,
  • менее 120 мкг/л для женщин,
  • менее 110 мкг/л для беременных женщин в 1 и 3 триместрах,
  • менее 105 мкг/л для беременных во 2 триместре.

Каковы основные причины развития железодефицита?

У женщин это могут быть обильные менструальные кровотечения, беременность, роды, особенно повторные, а также лактация.

У женщин в постменопаузе и у мужчин основной причиной является кровопотеря из желудочно-кишечного тракта.

Дефицит железа может развиться и без кровопотери. Например, в период интенсивного роста детей, при растительной диете, вследствие резекции (операции) желудка или кишечника, а также в результате нарушения всасывания железа у лиц с воспалительными заболеваниями кишечника.

Кроме того, развитие железодефицита возможно у доноров крови, постоянно сдающих кровь в течение многих лет, у пациентов с хронической почечной недостаточностью, находящихся на программном гемодиализе.

Как лечить анемию?

Обычно врач выписывает пероральные препараты железа: пациент принимает таблетки. Но в случае неэффективности, плохой переносимости или наличия противопоказаний к применению препаратов железа в такой лекарственной форме, тогда рекомендованы парентеральные препараты трехвалентного железа, их делают внутривенно.

Важный момент: препараты железа желательно не совмещать с препаратами кальция, молочными продуктами, чаем, кофе, так как в итоге снижается всасываемость железа. Здесь можно делать перерыв 2 часа.

Обновлено 12.10.2023