С болью в колене к ревматологу?

Чтобы выбрать правильного специалиста, важно отличать воспалительные боли в суставах от механического характера болей или дискомфорта после физической нагрузки.
Расскажем, какие симптомы говорят о том, что пора к ревматологу и зависит ли развитие артрита от возраста.

Чем отличаются ревматические боли от других, например, связанных с чрезмерной нагрузкой?

Механические боли всегда возникают после или во время физических нагрузок. Тем, кто бóльшую часть дня работает стоя, знакомо это состояние: стали подниматься или спускаться по лестнице, и появился дискомфорт в коленном суставе. Сказалась избыточная нагрузка, и в этом случае просто нужно отдохнуть. Но сделаем оговорку – если такие случаи повторяются часто, откладывать визит в врачу не стоит.

Схожие симптомы возникают из-за чрезмерных или неправильных тренировок. Иногда они связаны с травмой, например, с растяжением связок, повреждением мениска коленного сустава. Такими проблемами занимается травматолог-ортопед. В целом, если речь идет о механическом повреждении или нетипичной нагрузке, дискомфорт исчезнет в состоянии покоя или после коррекции плана тренировок.

Ревматические боли – это аутоиммунное воспаление, и с ними обычно всё наоборот – чем меньше человек двигается, тем сильнее боль. Это тот случай, когда утром чувствуешь себя плохо, беспокоит скованность в суставах, а когда «расходишься», состояние улучшается. Такие боли могут сопровождаться припухлостью, покраснениями и повышением температуры в зоне пораженного сустава.

При каких симптомах всё же нужно проконсультироваться с ревматологом:

• Боли в суставах и спине, которые сохраняются более двух недель. Особенно если они возникли на «пустом месте», то есть человек не работал на даче или не занимался в спортзале.

• Утренняя скованность движений, например, сложно согнуть руку в кулак, или есть ощущение скованности и ночные боли в пояснице.

• Изменения суставов: появились отеки и покраснения, сустав увеличился без видимых на то причин.

Субфебрильная температура или локальное повышение температуры в зоне пораженного сустава.

Убеждение, что артрит и ревматологические заболевания – это не про молодых, не соответствует действительности

Более половины пациентов с ревматоидным артритом – люди моложе 45 лет, и у женщин чаще диагностируют болезнь.

Возраст не является спусковым крючком ревматоидного артрита, он может проявиться в любой момент. Точную причину, почему развивается болезнь, мы пока не знаем. Среди провоцирующих факторов – вирусные инфекции, в том числе перенесенный COVID, стресс, беременность и роды, гормональные изменения на фоне климакса, курение.

Кроме того, часто люди 35-45 лет не обращают внимания на незначительные симптомы и приходят к врачу, только когда боль начинает существенно влиять на их образ жизни. Например, тот же дискомфорт и хруст в колене может быть признаком начинающегося остеоартрита. Он развивается постепенно, потому что связан с изнашиванием суставного хряща. Заболевание протекает в несколько стадий, и если диагностировать его на начальных стадиях, можно подобрать консервативное лечение, дать рекомендации по коррекции веса или направить на ЛФК.

Поэтому игнорировать болевые симптомы я не рекомендую – в одних случаях поможет консультация травматолога-ортопеда, в других – обследование у ревматолога.

Обновлено 16.04.2024